02:16 История New Age | |
ИсторияДвижение New Age получило развитие также и в России, где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные. Понятие «нью-эйдж» широко проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия. Предпосылки возникновения Нью-эйдж обрел популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре, где господствует рационально-материалистический подход к изучению мира, а капитализм и технологии в экономической сфере. В результате научно-технического прогресса, многие табу были разрушены и десакрализированы. Многие люди утратили доверие к институту церкви, а некоторые из тех, кто не утратил доверие, стали приверженцами рациональной и непривлекательной версии христианства. Пустующую нишу заняло движение нью-эйдж, как оппозиция материалистическому гуманизму и иудео-христианству. Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного, эзотерического и синкретического характера, совокупность которых впоследствии получила название «Нью-эйдж» (англ. New Age). Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», оно зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий (англ. UFO religion) 1950-х и духовного утопизма 1960—1970-х. К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Термин «Нью-эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли, позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества, и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью-эйджем», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся, где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в нью-эйдже был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный нью-эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам Для современного нью-эйджа характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие.
Нью-эйдж в 1960—1970 После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжных субкультур, таких, как битники и хиппи, ставящих под сомнение западные ценности и считающих экзистенциальный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий. Крупное международное сообщество нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation). В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер. Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы Манифестом движения «Нью Эйдж» стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрелин Фергюсон (en:Marilyn Ferguson) «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy). Идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию. К центральным мировоззренческим положениям нью-эйджа в своей докторской диссертации Людмила Пендюрина относит: 1. Идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального «Я» во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом 2. Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа: 3. Гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых восточными мастерами и их учениками; 4. бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства; 5. Методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация; 6. Психоделические практики; 7. Астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами; 8. Бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания; 9. Мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия; 10. Новые религии и секты, неоязычество, шаманизм. Хотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. Общая вера в Любовь и Единство всего сущего. Единство всех религий и учений (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению). Этот тезис иногда приводит в нью-эйдж литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений. Теория прошлых рождений и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности». Концепция сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение «христосознания»), что раньше было доступно лишь отдельным личностям.Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей. Основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и другие, признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют «Вознесенные Владыки или учителя»).Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии.Вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядовости.В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные): 2. Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты). 3. Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения со всей природой и космосом). 4. Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие, обет не причинения зла без видимой на то необходимости всему живому). 5. Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте. 6. Соблюдение определенных ритуалов, которые, по мнению деятелей нью-эйджа, должны способствовать укреплению в человеке духовного роста. Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определённое духовное братство или движение разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей нью-эйджа, критерий членства в организациях и братствах стал менее значим.
Восприятие времени в New Age. В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в New Age, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса. В частности, цикличность (замкнутый круг) времени выражена в календаре Майя, используемым в нью-эйдж Ряд течений и авторов (Экхарт Толле, Карлос Кастанеда (неошаманизм), Ли Кэрролл, современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн, течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция (Eternal Now) подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age По мнению авторов нью-эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией. Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |





