02:13 Идеи и мировоззрения нью-эйджа | |
Идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию. К центральным мировоззренческим положениям нью-эйджа в своей докторской диссертации Людмила Пендюрина относит: 1. Идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального «Я» во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом 2. Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа: 3. Гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых восточными мастерами и их учениками; 4. бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства; 5. Методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация; 6. Психоделические практики; 7. Астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами; 8. Бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания; 9. Мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия; 10. Новые религии и секты, неоязычество, шаманизм. Хотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. Общая вера в Любовь и Единство всего сущего. Единство всех религий и учений (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению). Этот тезис иногда приводит в нью-эйдж литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений. Теория прошлых рождений и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности». Концепция сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение «христосознания»), что раньше было доступно лишь отдельным личностям.Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей. Основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и другие, признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют «Вознесенные Владыки или учителя»).Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии.Вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядовости.В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные): 2. Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты). 3. Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения со всей природой и космосом). 4. Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие, обет не причинения зла без видимой на то необходимости всему живому). 5. Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте. 6.Соблюдение определенных ритуалов, которые, по мнению деятелей нью-эйджа, должны способствовать укреплению в человеке духовного роста. Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определённое духовное братство или движение разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей нью-эйджа, критерий членства в организациях и братствах стал менее значим. Восприятие времени в New Age. В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в New Age, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса. В частности, цикличность (замкнутый круг) времени выражена в календаре Майя, используемым в нью-эйдж Ряд течений и авторов (Экхарт Толле, Карлос Кастанеда (неошаманизм), Ли Кэрролл, современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн, течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция (Eternal Now) подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age По мнению авторов нью-эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией. Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени Нью-эйдж и религии Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под нью-эйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированные преимущественно на западных учеников. В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке: 1. Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций. 2. Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу. 3. Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским. 4. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками. 5. Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека. 6. Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.) 7. На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР 8. Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля. 9. В Японии стараниями доктора Микао Усуи была организована школа мануальной медицины естественного оздоровления – Усуи Рэйки Риохо Гаккай 10. Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников. 11. Религия Бахаи возникла в Персии ещё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей нью-эйджа. Сейчас насчитывает миллионы сторонников. 12. Японское движение оомото-кё сочетает традицию с боевыми искусствами и положениями нью-эйджа. 13. В Китае получило распространение движение Фалуньгун. 14. Болгарское Белое братство. 15. Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности. Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества Другой пример — последователь религии нью-эйджа и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги. Нью-эйдж в России На развитие нью-эйджа в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время. К нью-эйджу в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К нью-эйджу можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики. Одними из центров распространения нью-эйджа в России являются магазины сетей «Путь к себе», «Роза Мира», «Логос» и т. д. Критика Нью-эйдж и медицина. Для влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме.Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения: 1. различные психотерапевтические практики; 2.религиозные ритуальные практики. 3. рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж; 4.шаманские лечебные ритуалы; 5.Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека. В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека; представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов; положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины. Основанные на положениях нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья. Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к нью-эйджу того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения нью-эйджа носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом. Наука Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д. Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то вроде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов. | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |





