| Jan-Rush | Дата: Среда, 12.06.2013, 14:17 | Сообщение # 1 |
 Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 274
Статус: Offline
| Асакура Норикагэ. Сотэки Ваки. Выдающимся полководцем может считаться лишь тот человек, который хоть однажды потерпел крупное поражение. Тот полководец, который гонит свои войска в атаку на крепость — хоть на горе, хоть на равнине,— заранее обречен на неудачу. Самые ценные, опытные солдаты умрут у него на глазах. Вот о чем полководцу следует думать в первую очередь.
Когда речь идет о делах военных, никогда не надо говорить об абсолютной недостижимости чего-либо. Поступая так, ты покажешь всем те ограничения, которые существуют в твоем сердце.
Атакуя занятую противником позицию, никогда не думай, что он не будет ее стойко оборонять. Иначе, встретив упорное сопротивление противника, твои войска утратят боевой дух.
Время от времени следует замачивать сухие соевые бобы и скармливать их своей лошади. На поле боя не будет кухонной утвари.
Не так важно, если человеку не хватает доброты: воин в первую очередь должен быть честным.
Важно также, чтобы его поведение не было подозрительным, чтобы он постоянно сохранял цельность натуры и чтобы ему было известно чувство стыда. Причина в том, что когда человек, который раньше лгал и вел себя подозрительно, принимает участие в каком-то важном событии, то на него будут показывать пальцем у него за спиной, и ни друзья, ни враги не поверят ему, какие бы разумные речи он ни говорил.
В этом отношении следует быть очень благоразумным.
В любой военной операции, какой бы важной она ни была, если устное распоряжение будет хоть немного расплывчатым, то это повлечет за собой плачевные последствия.
Несколько лет назад, в сражении на Минагаве в провинции Kaгa было взято более 500 голов. Из этого количества отобрали головы очень молодых людей, были вызваны представители противника, которые быстро забрали головы с собой. В произошедшем несколько раньше сражении пехотинцев такого сделано не было.
Во время крупного сражения или обескураживающего отступления противник может специально послать войска, чтобы те всячески вели отвлекающие боевые действия с целью разозлить военачальника и выведать его текущие планы. Поэтому он не должен проявить ни капли слабости и ни единым словом не выдать свои намерения. Следует быть осторожным и не проявлять небрежности.
Воина могут обозвать собакой или зверем; главное для него — победа.
Человеку, который держит значительное количество слуг,— а это относится, несомненно, и к полководцу,— следует прежде всего осознавать — как в религиозном смысле, так и в смысле обычаев — необходимость должным образом заботиться о благополучии своих людей. В первую очередь речь идет о тех, кто несет службу уже длительное время, но также и о тех, кого приняли на службу недавно. Если преданный слуга умер, оставив маленького ребенка, то господин должен проявить об этом ребенке большую заботу и обращаться с ним по-доброму, помогая ему стать взрослым. Случается, что самурай остается без естественного наследника, и если господин разрешит ему взять подходящего приемного ребенка в то время, когда самурай и его жена еще не старые, и даст ему напутствие в том смысле, что линия его семьи будет продолжена, то даже бездетный мужчина почувствует облегчение и благодарность и не пощадит собственной жизни ради своего господина. Если будешь творить такие добрые дела, то твои подчиненные будут тебе бесконечно благодарны, а те, кто увидит или услышит об этом, будут считать тебя надежным и достойным уважения человеком. Твои подчиненные будут служить тебе с большей преданностью, чем это делается в других кланах, и у тебя будет много надежных слуг и вассалов.
Хозяин разделяет наказание, наложенное на его слуг, а его слуги разделяют наказание их хозяина. И хозяин и слуга не должны быть нерадивыми.
Господин не должен без особых на то оснований претендовать на собственность своих вассалов, например, на их лошадей и соколов, или же их мечи, копья, картины, или китайские товары. В общем, для вассала обладание ценными вещами является таким же естественным, как и для господина. Если же все-таки господин желает что-то заполучить, то он должен предложить за эту вещь цену вдвое выше обычной. Если так не поступить, то вассалы, которые об этом узнают или услышат, утратят желание обладать подобными вещами, и в результате красивые изделия и предметы, передававшиеся от поколения к поколению, будут отосланы в другие провинции. В этом вопросе надо проявлять большую деликатность.
Когда созываешь своих слуг или угощаешь их закусками, не следует уделять кому-либо из них больше внимания, чем другим.
Плохо, когда тебя боятся твои же слуги.
С незапамятных времен известно, что основа основ — это умение ценить глубокую преданность своего слуги. Если так не поступать, то, когда придет для них время своими жизнями доказать тебе свою преданность, им будет это очень трудно сделать.
Необходимо хорошо усвоить, что если хозяину начинает казаться, будто его презирают собственные слуги, то, значит, он скоро сойдет с ума. Как к тому, кого, благодаря его положению, не должны презирать даже враги, могут с пренебрежением относиться его собственные люди? Это просто смехотворно. Более того, это может послужить причиной раздора внутри клана.
В характере господина Эйрина было много очень благородных черт, однако старые люди рассказывают, что самой выдающейся из них была та вежливость, с которой он управлял провинцией. Понятно, что он проявлял ее по отношению к представителям, прежде всего, класса самураев, но его письма к крестьянам и горожанам тоже отличались вежливостью, а само обращение в этих письмах было вежливым до чрезвычайности. Поэтому каждый горел желанием стать его союзником и готов был отдать за него жизнь.
Госпожа Кэйсицу часто рассказывала, что господин Эйрин постоянно давал такое указание: «Маленького Норикагэ плохо воспитывали, поэтому он наверняка будет невежлив с самураями, когда мы умрем. Поэтому хоть иногда учите его хорошим манерам».
Будучи существом разумным, человек должен откладывать деньги для своих будущих потребностей. Однако так уж повелось, что самурай не должен уподобляться богатым и копить излишки денег, золота и серебра, укрепляя основы своего благополучия. Тем не менее Ходзё Сун из провинции Идзу держал в своем хранилище предметы величиной с булавку. Однако Мунэнага рассказывал, что Сун был таким человеком, что мог даже разбить драгоценные камни на мелкие кусочки, чтобы использовать их во время войны.
Человек, который заставляет садовника выполнять работу плотника, или плотника — работу садовника, ничего не смыслит в людях и является крайне бестолковым. Каким бы способным ни был человек, у него есть свои сильные и слабые места. Если правильно ориентироваться в разных способностях разных людей и правильно их использовать, то все будут заниматься своим делом, а хозяин избавится от неприятностей.
Чтобы обрести покровительство божеств в делах военных, самураю, независимо от его натуры, крайне необходимо еще в молодости прославиться своим умением. Ибо совсем немного есть таких людей, с репутацией неумелых в молодости, которые все-таки смогли обрести необходимые навыки уже в зрелом возрасте. Более того, если в молодости человек был известен своим умением, а в зрелом возрасте это умение притупилось, то в течение некоторого времени это никак не отразится на его репутации. Следует быть осмотрительным в таких делах.
Выдающимся полководцем может считаться лишь тот человек, который хоть однажды потерпел крупное поражение. Человека вроде меня, который всю свою жизнь знал одни лишь победы и не потерпел ни единого поражения, нельзя назвать выдающимся даже на склоне лет.
Относительно морской болезни все мы как-то имели возможность убедиться, что если сосредоточиться на том, что на берегу нас ждет противник, то никого из нас не стошнит. Несколько лет назад, когда мы перебрасывали по морю крупную группировку в Тамбу, то, как мы и предвидели, ни единый человек не страдал от морской болезни. Однако на обратном пути от морской болезни страдали все.
Поистине достойно сочувствия, когда человек, родившийся туповатым, вкладывает в работу душу и работает со всей серьезностью. Но когда человек, обладающий обычным здравым смыслом и, тем не менее, считающий себя гораздо умнее других, совершает что-то грубое, непростительное или несправедливое,— то, значит, он действительно человек грубый, отвратительный и заслуживает сурового наказания. И это не зависит от социального положения.
Для воина нет ничего унизительного в том, чтобы спасаться бегством, узнав о чем-то. Однако если он увидит что-нибудь и станет спасаться бегством, то это — великое зло. Поступить так — это все равно, что позволить уничтожить свои войска до единого человека. Услышать о сложившейся обстановке и спастись бегством — это всего лишь одна из военных хитростей, которая на самом деле бегством не является.
Говорили раньше, говорят и сейчас, что, вообще-то, если при всеобщем отступлении не отходить организованно, а еще и пытаться контратаковать, то такое отступление закончится катастрофой. Именно поэтому и было сказано, что очень важно иметь «уши труса и глаза героя».
АСАКУРА НОРИКАГЭ (1476—1555). Асакура Норикагэ был опорой клана Асакура в трудные годы восстаний секты Икко в провинции Этидзэн и постоянной смуты на прилегающей к столице территории. Сам никогда не будучи даймё, он был советником у трех поколений предводителей клана Асакура и почти всю свою жизнь провел в военных кампаниях. В 1548 году он обрил голову и стал священником, взяв себе имя Сотэки. Однако ни годы, ни религия не смогли отвратить его от своей профессии, и в возрасте 79 лет он повел свою армию в провинцию Kaгa, чтобы начать, как оказалось, последнюю в его жизни операцию против приверженцев секты Икко. Восьмого сентября того же года он умер в военном лагере естественной смертью.
Сотэки Ваки — это подборка высказываний Асакуры Норикагэ, записанных его личным слугой за несколько лет до его смерти. Сборник состоит из 83 правил и коротких историй, написанных в стиле канамадзири. Эти записи демонстрируют практицизм и дальновидность Асакуры. В них почти отсутствует идеализм других его произведений.
Асакура подчеркивал общность судьбы господина и вассала, а значит — и необходимость гармоничных отношений между ними. Почти все содержащиеся здесь правила так или иначе касаются того, как достичь успеха на поле боя,— будь то правила, непосредственно относящиеся к нравственности, или наставления о том, как кормить лошадь. Они являются отчетливым отражением реальных забот боевого генерала и его опыта.
|
| |
|
|