| Jan-Rush | Дата: Среда, 12.06.2013, 09:08 | Сообщение # 1 |
 Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 274
Статус: Offline
| Ходзё Нагаудзе. Двадцать одно правило Ходзё Суна. В разговоре всегда следует соблюдать хорошие манеры. В одном-единственном слове человек может проявить свое сокровенное «я».
Прежде всего, веруй в божеств и Будду.
Вставай утром как можно раньше. Если встанешь поздно, то от тебя будет мало толку как от слуги, и ты будешь обузой в делах своего хозяина и своих собственных; в конце концов хозяин от тебя откажется. В этом следует проявлять великое благоразумие.
Необходимо крепко уснуть еще до восьми часов вечера, ибо воры обычно приходят между полуночью и двумя часами утра. Если ты проболтаешь до позднего вечера, то между двенадцатью и двумя ты будешь спать: деньги твои украдут и тебе не избежать ущерба. От этого пострадает твоя репутация.
Следует убирать дрова и масло для ламп, чтобы их не жгли без пользы всю ночь.
А в четыре утра надо вставать, совершить омовение и вознести молитвы, должным образом одеться, объяснить своей жене и вассалам их обязанности на этот день и приступить к работе еще до шести утра. Древняя пословица говорит: «Ложись спать до полуночи и вставай в четыре утра», однако это зависит от самого человека. Тем не менее всякому будет полезно вставать до четырех утра. Если будешь лежать в постели до восьми или десяти утра, то не успеешь закончить ни своей работы для хозяина, ни своих собственных дел, и день беспричинно пропадет впустую.
Перед тем как поутру вымыть лицо и руки, следует сначала проверить уборную, конюшни и место за воротами. Дай указания соответствующим людям относительно мест, нуждающихся в уборке, а затем быстро умойся.
Не следует думать, что воды в избытке, и расходовать ее слишком много на полоскание рта, а затем выливать. Более того, это надо проделывать тихо и не думать, что если ты у себя дома, то можешь шумно полоскать рот и сплевывать, потому что это будет означать неуважение к другим, ведь слышать это — неприятно. Пословица говорит: «Ходи осторожно, ибо все мы ходим под Небом».
Относись к тому, что существует, как к тому, что есть, а к тому, что не существует,— как к тому, чего нет и принимай вещи такими, какими они есть. При таком умонастроении ты обретешь покровительство небес, даже не вознося молитвы.
Поклонение божествам и Будде есть правильное поведение для мужчины. Не сомневайся в том, что ты поступишь в соответствии с волей божеств и Будды, если будешь спокоен и прям; если честно и искренне будешь уважать тех, кто выше тебя и проявлять сострадание к тем, кто ниже; если будешь относиться к сущему, как к тому, что есть, а к несущему — как к тому, чего нет, и принимать все вещи такими, какие они есть. При таком умонастроении ты обретешь покровительство небес даже не вознося молитв. Но если сердце твое неправедно, то будь осмотрителен, ибо, молишься ты или нет, Небеса покинут тебя.
Негоже стремиться к тому, чтобы твой меч и твоя одежда были не хуже, чем у других. Надо просто стараться не выглядеть некрасиво. Если будешь занимать деньги и гоняться за вещами, которых у тебя нет, накапливая при этом долги, тебя будут презирать.
Даже если намереваешься весь день пробыть дома по болезни или из-за личных дел, то все равно позаботься о своей прическе, не говоря уже о тех случаях, когда ты собираешься выехать для исполнения своих обязанностей. Появляться на людях в неряшливом виде — и невежливо, и глупо. Если ты сам проявляешь небрежность в этих вопросах, то твои вассалы вскоре наверняка последуют твоему примеру. Более того, когда к тебе приедут друзья, то будет неприятно, если все домочадцы будут иметь неопрятный внешний вид.
Исполняя свои обязанности, не следует сразу заходить к хозяину. Надо немного задержаться в прихожей, проверить внешний вид своих сослуживцев, и только после этого зайти на прием. Если так не поступать, твои усилия запросто могут оказаться тщетными.
Когда к тебе обращается господин, то, даже если он сидит на расстоянии, быстро отвечай: «Да!», бросайся немедленно к нему и, став на колени, отвечай с надлежащей почтительностью. После этого уходи, подготовь свой доклад и излагай факты такими, какими они есть на самом деле. Не следует излишне демонстрировать собственную мудрость. Более того, в зависимости от обстоятельств, обдумывая наилучший вариант ответа, посоветуйся с человеком, который умеет искусно говорить. Прислушайся к его мнению и не слишком настаивай на своем.
Старайся не стоять рядом, если кто-то излагает хозяину какой-либо вопрос. Лучше отойти в сторону. Более того, если в таком месте ты будешь сплетничать и глупо хихикать, то тебя непременно станут избегать люди с высоким положением, и даже люди, уязвленные своим низким положением, наверняка отвернутся от тебя.
Есть такая поговорка: «Даже когда общаешься со МНОГИМИ людьми, старайся не расходиться с ними во мнениях». Во всех делах старайся помогать другим.
Как только у тебя появляется хоть немного свободного времени, бери либо книгу, либо какой-нибудь другой текст и приступай к чтению в таком месте, где никто тебя не увидит. Иероглифы таковы, что, если не стараться пользоваться ими во сне или наяву, они быстро забываются. Это же касается и написания иероглифов.
Если тебе нужно пройти через место, где собрались старшие на прием к господину, то, проходя мимо, надо немного опустить голову и вытянуть вниз руки. Если ты прошагаешь мимо них безо всякого почтения, то это будет вопиющей грубостью. Самурай всегда должен быть вежливым.
Не надо лгать, с кем бы ты ни говорил, и как мало ни было бы сказано. Следует быть правдивым даже в мелочах. Если будешь лгать, то это станет привычкой, и в конце концов от тебя отвернутся другие. Знай, что если кто-то сомневается в твоей честности, то это может стать позором на всю жизнь.
Тот, кто не изучает поэзию, обкрадывает самого себя, поэтому знать ее необходимо.
В разговоре всегда следует придерживаться хороших манер. В одном-единственном слове человек может проявить свое «Я».
В свободное от работы время постигай искусство верховой езды. После того как твердо усвоишь ее основы, остальными приемами овладеешь в процессе тренировки.
Если хочешь подружиться с хорошими людьми, то ты найдешь их среди тех, кто занимается с тобой науками и каллиграфией. Людей, дружбы с которыми следует избегать, ты найдешь за игрой в го, в шахматы и на сякухати. Нет ничего постыдного в том, что кто-то не умеет играть. А принимать в этом участие можно лишь тогда, когда заняться совершенно нечем.
Хорошие или плохие качества человека зависят от его товарищей. Когда трое собираются вместе, то среди них всегда будет личность, достойная подражания; необходимо найти хорошего человека и следовать его примеру. Наблюдая за плохим человеком, надо исправлять собственные ошибки.
Если по возвращении домой у тебя есть немного свободного времени, то обойди конюшни и задние дворы, почини стены и заборы и заделай дыры, прорытые в них собаками.
Несведущие служанки и им подобные выдергивают для растопки солому из крыши, заботясь лишь о том, что необходимо в данный момент, и не думая о том, что придется делать завтра. Надо хорошо понимать, что это касается вещей и явлений.
В шесть часов вечера необходимо плотно запереть ворота и открывать их только для того, чтобы впустить и выпустить людей. Поступать иначе будет нерадивостью, которая обязательно закончится бедой.
Когда стемнеет, пойди и сам проверь огонь на кухне и в жилом помещении, дав по этому поводу четкие указания. Более того, следует давать такие указания каждый вечер, для того чтобы выработать привычку к осторожности в обращении с огнем и не вызвать пожара.
Женщины, как высокого, так и низкого происхождения, обычно не думают о таких вещах и часто повсюду оставляют в беспорядке домашнюю утварь и одежду, проявляя крайнюю нерадивость. Надо не нанимать других людей, чтобы все делали они, а стараться рассчитывать на себя и самому знать состояние дел. Только в таком случае можно будет передать обязанности другим людям.
Вряд ли стоит записывать, что и ученость, и военные искусства — это Путь Воина, ибо древний закон гласит, что по левую руку должна быть Ученость, а по правую — военные искусства. Но этого нельзя достичь без должной предварительной подготовки.
Комментарии ХОДЗЁ НАГАУДЗИ (1432—1519). Ходзё Нагаудзи был военачальником в конце эпохи Муромати. Благодаря женитьбе и целому ряду политических маневров он стал правителем провинций Суруга, Идзу и Сагами. О его происхождении известно мало; возможно, он имел отношение к семейству Хэйдзи из провинции Исэ и поначалу носил имя Исэ Сэкинкуро. Затем он женил сына, Азицуну, на представительнице древнего рода Ходзё и взял себе их фамилию; возможно, из-за престижа этого имени, а может быть, для того чтобы обозначить собственные политические амбиции. Его ветвь называется Го-Ходзё, или Поздний Ходзё.
Около 1475 года Ходзё Нагаудзи прибыл в Суругу и присоединился к клану Имагава, а позже, воспользовавшись борьбой за наследство внутри этого клана, стал хозяином провинции. В 1491 году, в схожих обстоятельствах, он смог прибавить к своим владениям провинцию Идзу; и наконец, в 1495 году, под предлогом охоты на оленей, он ввел войска в провинцию Сагами и захватил город-крепость Одавару. С этого момента Нагаудзи стал осуществлять набеги на Север, постепенно расширяя свои владения и воюя поочередно с соседствующими кланами — Уэсуги и другими.
В Одаваре он построил один из первых больших городов-крепостей, спокойствие и процветание которого обеспечили приток множества самураев из других поместий. В последние годы жизни он стал священником и взял себе имя Сун.
Как и Асакура Тосикагэ, Ходзё Сун не заслужил особой похвалы со стороны историков из-за хитрых и безжалостных методов, с помощью которых он расширял свои владения. Однако другие даймё восхищались им как способным администратором и полководцем. Он привлек в Одавару большое количество самураев, а также снизил налоги на урожай с половины до двух пятых всего урожая, и вообще заботился о благополучии своих людей.
Двадцать одно правило было написано через некоторое время после того, как Ходзё Сун стал священником. Эти пункты представляют собой правила для повседневной жизни обычного воина и отражают хорошее знание низших слоев и его симпатию к ним. Правила Ходзё Суна отражают широкий спектр вопросов — от поощрения изучения поэзии и искусства верховой езды, а также советов избегать игр, до советов о том, как лучше вести хозяйство и защищать жилище.
Наставления пронизаны чувством уверенности в себе, которое отражает такие черты характера Ходзё Суна, как усердие и педантичность, которые помогли ему занять высокое положение в обществе.
|
| |
|
|