[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Aka-Tao, Shelest, Jan-Rush  
Кодекс Бусидо. Хагакурэ.
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 05:34 | Сообщение # 466
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда Ямамото Городзаэмон пошел к священнику Тэцугю в Эдо, желая узнать что-нибудь о буддизме, Тэцугю сказал: «Буддизм позволяет избавить разум от рассуждений. И это все. Я могу дать тебе пример применительно к воину.

Китайский иероглиф, означающий «трусость», образуется прибавлением иероглифа, означающего «значение» к основному иероглифу, означающему «разум».

Отсюда «значение» — это «рассуждение», и, когда человек прибавляет рассуждение к своему истинному, чистому разуму, он становится трусом. Если говорить о Пути самурая, то может ли человек быть храбрым, если он начинает рассуждать? Я думаю, вы можете получить некоторое представление из этого примера.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:10 | Сообщение # 467
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
По словам одного из старейшин, когда самурай выбирает врага на поле боя и неотступно преследует его, это подобно тому, как ястреб бьет птицу. Пусть даже он ворвется в гущу тысячной стаи птиц, он не обратит внимания ни на какую другую птицу, кроме той, которую он выбрал сначала.

Кроме того, то, что называется тэдзукэ-но куби,— это голова, которую человек забрал после того, как сделал заявление: «Я возьму того воина, на котором надеты такие-то и такие-то доспехи».
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:13 | Сообщение # 468
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
В Когункан один человек сказал: «Когда я стою лицом к врагу, мне кажется, что меня окутывает какая-то тьма. Из-за этого я часто получаю тяжелые ранения. Несмотря на то что вы сражались со многими знаменитыми воинами, вас ни разу не ранили. Почему это так?»

А другой человек ответил: «Когда я стою лицом к врагу, разумеется, у меня возникает ощущение, что все вокруг становится черным. Но если в этот момент я успокою свой разум, темнота превращается в ночь, освещенную бледной луной. Тогда я бросаюсь в бой, и мне кажется, что я неуязвим».

Такие ощущения охватывают воина в момент истины.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:15 | Сообщение # 469
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Ружейная пуля, ударив по воде, отскочит. Говорят, что, если пометить ее ножом или прикусить зубами, она пройдет сквозь воду.

Кроме того, когда господин охотится, если пометить пулю каким-то знаком, это пригодится в случае несчастья.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:18 | Сообщение # 470
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Однажды, когда господину Овари, господину Ки и господину Мито было около десяти лет от роду, господин Иэясу находился с ними в саду и сбил большое осиное гнездо.

Из гнезда вылетел огромный рой ос, и господин Овари и господин Ки испугались и убежали. Но господин Мито не убежал, а собрал по одной тех ос, что сели ему на лицо, и выбросил их.

В другой раз, когда господин Иэясу готовил на большой жаровне огромное количество каштанов, он пригласил мальчиков присоединиться к нему. Когда каштаны стали достаточно горячими, они сразу начали лопаться и выскакивать из жаровни. Двое из мальчиков испугались и убежали. Однако господин Мито совсем не испугался, собрал те, что выскочили, и бросил их обратно на жаровню.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:22 | Сообщение # 471
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Для того чтобы изучить медицину, Эгути Тоан отправился в дом старого Есида Итиана, что жил в районе Бантё в Эдо. В то время по соседству жил один учитель фехтования, у которого он время от времени брал уроки. Там был ученик-ронин, который однажды подошел к Тоану и на прощание сказал: «Сейчас я собираюсь осуществить свое заветное стремление, которое лелею вот уже много лет. Я сообщаю тебе об этом, потому что ты относился ко мне по-дружески». Затем он ушел. У Тоана его слова вызвали беспокойство, и когда он за ним последовал, то увидел, что навстречу ему идет какой-то человек в шляпе, обшитой тесьмой.

Учитель фехтования шел в восьми или десяти шагах впереди ронина, и, проходя мимо человека в шляпе, он сильно стукнул его ножны своими. Когда человек обернулся, ронин подскочил к нему, сбил с него шляпу и объявил громким голосом, что его целью является месть. Поскольку внимание человека было отвлечено и он растерялся, то справиться с ним не представляло труда.

Из близлежащих домов донеслись восторженные поздравления. Говорят, что их жители даже подарили ронину деньги. Это любимая история Тоана.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:25 | Сообщение # 472
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Однажды ночью, когда священник Унго из Мацусимы шел через горы, на него напали горные разбойники. Унго сказал: «Я человек из этой местности, а не пилигрим. У меня совсем нет денег, но вы, если хотите, можете взять мою одежду. Пожалуйста, оставьте мне жизнь».

Разбойники сказали: «Что ж, наши труды оказались напрасны. Одежда нас не интересует» — и пошли дальше

Они прошли около двухсот шагов, когда Унго повернулся и крикнул им вслед: «Я нарушил заповедь, запрещающую лгать. Я так растерялся и забыл, что в моем кошельке лежит один слиток серебра. Я искренне сожалею о том, что сказал, что у меня ничего нет.

Вот он, поэтому, пожалуйста, возьмите его». Это произвело на горных разбойников столь глубокое впечатление, что они, не сходя с места, обрезали себе волосы и стали его учениками.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:28 | Сообщение # 473
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
В Эдо четверо или пятеро хатамото собрались однажды вечером, чтобы сыграть в го. Чуть погодя один из них встал, чтобы справить нужду, и, пока он отсутствовал, разгорелась ссора.

Одного человека зарубили, свет погас, и все помещение погрузилось в хаос. Услышав это, тот, который отсутствовал, бросился назад, крича: «Успокойтесь вы все! Это все произошло из-за пустяка. Поставьте лампы на место и позвольте мне все уладить».

После того как лампы снова зажгли и все успокоились, этот человек неожиданно отрубил голову одному из тех, кто участвовал в ссоре. Затем он сказал: «Моя воинская удача от меня отвернулась: я не присутствовал при драке. Если бы это посчитали трусостью, мне бы приказали совершить сэппуку. Даже если этого и не случилось, мне не было бы прощения, если бы сказали, что я убежал по нужде, и у меня все равно не было бы другого выхода, кроме сэппуку. Я сделал это, потому что подумал, что погибну в бою с противником, а не позорной смертью человека, подозреваемого в малодушии».

Когда сёгун услышал об этом, он похвалил этого человека.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:32 | Сообщение # 474
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Однажды десять слепцов шли через горы, и когда они начали двигаться вдоль края пропасти, то все стали очень осторожны, их ноги начали дрожать, а их души поразил ужас.

Как раз в этот момент тот, кто шел впереди, споткнулся и упал со скалы. Все, кто остался, запричитали: «Ой-ой-ой! Как жаль!»

Но тот, который упал, закричал снизу:

«Не бойтесь. Хотя я и упал, ничего не случилось. Перед падением я все время думал: “Что я сделаю, если упаду?”, и моему беспокойству не было конца. Но теперь я успокоился. Если вы хотите избавиться от страха, быстрее падайте!»
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:36 | Сообщение # 475
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Ходзё Ава-но-ками, который был учителем воинских искусств, однажды собрал своих учеников и позвал физиономиста, который был популярен в Эдо в то время, чтобы тот определил, храбрецы они или трусы. Он направлял их к этому человеку по одному, говоря им: «Если он определит “храбрость”, вам следует проявлять еще большее усердие. Если “трусость”, вам следует прилагать еще большие усилия, пренебрегая своей жизнью. Это то, что дано вам от рождения, поэтому в этом нет ничего позорного».

Хиросэ Дэндзаэмону тогда было около двенадцати или тринадцати лет. Когда он сел перед физиономистом, то сказал ему колючим голосом: «Если во мне ты прочитаешь трусость, я зарублю тебя одним ударом!»
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:40 | Сообщение # 476
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда нужно что-то сказать, лучше сказать это сразу. Если сказать это позже, твои слова будут звучать как оправдание. Кроме того, иногда полезно полностью разгромить доводы своего собеседника. Еще важно всегда четко излагать свое мнение. Но ты одержишь самую великую победу в споре, если сможешь научить своего собеседника чему-то, что пойдет ему на пользу. Это соответствует Пути.

Священник Рёй говорил:

«Самураев прошлого оскорбляла сама мысль о том, что они могут умереть в собственной постели; они надеялись встретить свою смерть на поле боя. Священник также не сможет осуществить свой Путь, если он не лелеет такие же надежды. Человек, который ведет жизнь затворника и избегает общества других людей, — трус. Человек, способный думать, что можно сделать что-то хорошее, скрывшись от мира, находится в плену ложных представлений. Ибо, даже если человек сделает что-то хорошее, скрывшись от мира, он не сможет передать традиции клана последующим поколениям».
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:44 | Сообщение # 477
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Слуга Такэды Сингэна, Амари Бидзэн-но-ками, был убит в бою, и его сын, Тодзо, в возрасте восемнадцати лет занял должность отца и стал конным воином в свите генерала.

Однажды некий человек из его отряда получил глубокую рану, и, поскольку кровь не останавливалась, Тодзо приказал ему выпить смешанный с водой помет лошади с рыжей гривой. Раненый спросил: «Жизнь дорога мне. Как я могу выпить лошадиный помет?»

Тодзо услышал это и сказал: «Ты настоящий храбрец! То, что ты говоришь, разумно. Однако основной принцип преданности требует, чтобы мы сохраняли наши жизни и завоевывали победу для нашего господина на поле битвы. Что ж, тогда я выпью с тобой за компанию».

Затем он отпил немного сам и передал чашу раненому, который с благодарностью принял лекарство, выпил его и выздоровел. В Заметках о воинских законах написано так.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:49 | Сообщение # 478
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Ямамото Цунэтомо.

Хагакурэ. Сокрытое в листве.

Из одиннадцатой главы.


Фраза: «Сначала выигрывай, сражайся потом» может быть обобщена в двух словах: «Выигрывай заранее». Готовиться к войне нужно во времена мира. С пятьюстами соратниками можно нанести поражение десятитысячному войску врага.

При наступлении на вражеский замок и последующем отходе следует отступать не по основной дороге, но обходными путями.

Следует укладывать своих убитых и раненых соратников лицом вниз и головой в сторону врага.

Само собой разумеется, что воин должен находиться в авангарде во время атаки и в арьергарде во время отступления. Готовясь атаковать, он не забывает выждать нужный момент. Ожидая нужного момента, он никогда не забывает об атаке.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:51 | Сообщение # 479
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Обычно считается, что шлем очень тяжел, но когда человек нападает на замок или другое укрепление, и стрелы, пули, крупные камни, огромные куски дерева и похожие предметы летят вниз, то шлем вовсе не кажется тяжелым.
 
Aka-TaoДата: Понедельник, 10.06.2013, 06:53 | Сообщение # 480
Магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 2626
Репутация: 0
Статус: Offline
Однажды, когда господин Ягю предстал перед сегуном по какому-то делу, с потолка упали бамбуковые мечи. Он быстро сцепил руки над головой, и они по нему не попали.

Еще, в какое-то время, когда его позвали к сёгуну, тот спрятался, держа наготове бамбуковый меч, чтобы неожиданно напасть на Ягю. Господин Ягю выкрикнул громко: «Не сомневайтесь, я преподам вам урок!» Когда сёгун повернулся, господин Ягю шагнул к нему и забрал меч из его руки.
 
Поиск:

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299
Статистика
Форма входа